Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Новосибирского областного суда от 20.10.2014 по делу N 3-66/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 17.12.2013 N 353-ТЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию для холдинговой компании "Новосибирский Электровакуумный Завод - Союз" в форме открытого акционерного общества на период с 01.07.2014 по 31.12.2014>



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. по делу № 3-66/2014

Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.А.,
при секретаре Б.,
с участием:
представителей Холдинговой компании "НЭВЗ-Союз" в форме открытого акционерного общества - Ч., Р., С.,
представителя департамента по тарифам Новосибирской области В.,
прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Холдинговой компании "НЭВЗ-Союз" в форме открытого акционерного общества о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 17 декабря 2013 года № 353-ТЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей теплосетевых организаций города Новосибирска на 2014 год" в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность) для холдинговой компании "Новосибирский Электровакуумный Завод - Союз" в форме открытого акционерного общества на период с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г.,

установил:

Холдинговая компания "НЭВЗ-Союз" в форме открытого акционерного общества обратилась в суд с заявлением о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 17 декабря 2013 года № 353-ТЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей теплосетевых организаций города Новосибирска на 2014 год" в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность) для холдинговой компании "Новосибирский Электровакуумный Завод - Союз" в форме открытого акционерного общества, ссылаясь на то, что названным приказом установлены и введены в действие с 1 января по 31 декабря 2014 года тарифы на тепловую энергию для заявителя с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г.: 944,35 руб./Гкал для потребителей, в отсутствие дифференциации по схеме подключения и 1114,33 руб./Гкал для населения; с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г.: 984,00 руб./Гкал для потребителей, в отсутствие дифференциации по схеме подключения и 1114,33 руб./Гкал для населения.
При установлении тарифа в отношении ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" использовался метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Заявитель полагает, что установленные тарифы не являются экономически обоснованными, так как департамент по тарифам Новосибирской области необоснованно не включил в цену тарифа документально подтвержденные расходы на оплату труда, снизив их на 378,34 тыс. рублей - с 1006,16 тыс. рублей до 627,82 тыс. рублей. При этом, считает необоснованным применение органом регулирования минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014-2016 гг., так как данное Соглашение предоставляет работодателю право в зависимости от финансового и экономического состояния установить в организации минимальную месячную тарифную ставку в размере, превышающем величину, установленную соглашением. Не согласен заявитель и с применением органом регулирования Приказа Госстроя РФ от 22 марта 1999 г. № 65, поскольку он не был опубликован, а потому юридический силы не имеет. В то время как Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 г. № 542 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", пункт 143 которых предусматривает, что периодические повторяющиеся газоопасные работы (обслуживание (технологическое) газоиспользующих установок (котлов, печей), выполняемые постоянным составом работающих должны выполняться двумя рабочими. Следовательно, учитывая непрерывный цикл работы газовых котлов, количество человек в смену должно быть не менее двух человек, соответственно в день не менее 8-9 человек.
Также заявитель указывает, что департаментом по тарифам Новосибирской области в нарушение установленного порядка ценообразования в сфере теплоснабжения полезный отпуск тепловой энергии был необоснованно определен в завышенном объеме и с 3004 Гкал. увеличен до 5109 Гкал. Считает, что действия органа регулирования по определению объема полезного отпуска исходя из площади жилых домов и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг противоречат пункту 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пунктам 21, 22 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
При этом, департамент по тарифам Новосибирской области дополнительных документов, подтверждающих расходы на оплату труда и фактические объемы полезного отпуска у ХК ОАО "НЭВЗ-Союз", не запрашивал.
При таких обстоятельствах полагает, что указанный приказ в оспариваемой части противоречит подпункту 2 части 1 статьи 7 и пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (л.д. 3-6, 142-147).
Определением Новосибирского областного суда от 20 октября 2014 года
прекращено производство по делу по заявлению Холдинговой компании "НЭВЗ-Союз" в форме открытого акционерного общества о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 17 декабря 2013 года № 353-ТЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей теплосетевых организаций города Новосибирска на 2014 год" в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность) для холдинговой компании "Новосибирский Электровакуумный Завод - Союз" в форме открытого акционерного общества на период с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года.
В судебном заседании представители ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" Ч., Р., С. заявленные требования поддержали.
Представитель департамента по тарифам Новосибирской области В. представила в суд письменные возражения, в которых указала, что оспариваемый заявителем приказ № 353-ТЭ от 17 декабря 2013 г. соответствует законодательству в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и оснований для признания его недействующим не имеется (л.д. 62-71).
В обоснование своих доводов представитель департамента по тарифам Новосибирской области указала, что поскольку заявителем вместе с заявлением об установлении тарифов тепловую энергию на 2014 год обосновывающие материалы были представлены не в соответствии с пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, то орган регулирования, руководствуясь пунктами 12 и 14 данных Правил, открыл дело об установлении тарифа на тепловую энергию по собственной инициативе, исходя из имеющихся данных, использованных для установления тарифа на тепловую энергию на 2013 год.
В обоснование расходов на оплату труда заявителем был представлен только расчет без приложения каких-либо обосновывающих материалов. Данные, подтверждающие фактический объем фонда оплаты труда по регулируемому виду деятельности и штатное расписание организацией представлены не были.
При таких обстоятельствах, департамент по тарифам Новосибирской области указал, что он, как регулирующий орган, руководствовался пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, и самостоятельно произвел расчет расходов на оплату труда исходя из Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 гг. и нормативной численности работников, определенной в соответствии с приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 г. № 65.
Объем полезного отпуска, рассчитанный ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" в размере 3004 Гкал/год был признан экономически необоснованным, поскольку согласно представленным договорам, подтверждающим осуществление регулируемого вида деятельности, следует, что только в ДНТ "Березка-экран" ежегодно отпускается тепловая энергия в размере 22093,2 Гкал/год.
Представитель департамента по тарифам Новосибирской области указала, что департамент, руководствуясь пунктами 21 и 22 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э, произвел расчет полезного отпуска на основании количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, с учетом данных, предоставленных регулируемой организацией ("Технологические данные" на 2013 год). При расчете объема полезного отпуска в отношении жилых домов, не оснащенных приборами учета, были применены действующие в 2014 году нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению (0,0331 Гкал/м2/мес.) и учтена общая площадь жилых домов (9 246 м2). Объем тепловой энергии, отпускаемой ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" на приготовление горячей воды, был принят органом регулирования на основании экспертной оценки в размере 15% от объема тепловой энергии, а в отношении прочих потребителей - принято значение, заявленное регулируемой организацией (886 Гкал/год) (л.д. 62-71).
Выслушав представителей ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" Ч., Р., С., представителя департамента по тарифам Новосибирской области В., заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, исследовав материалы дела, заслушав прения сторон, суд приходит к следующему.
Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 17 декабря 2013 года № 353-ТЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей теплосетевых организаций города Новосибирска на 2014 год" установлены и введены в действие с 1 января по 31 декабря 2014 года тарифы на тепловую энергию для заявителя с календарной разбивкой - с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. и с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. (л.д. 11-20).
В оспариваемой части данным приказом в приложении № 1 установлены тарифы на тепловую энергию для Холдинговой компании "Новосибирский электровакуумный Завод-Союз" в форме открытого акционерного общества на период с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. в размере 984,00 руб./Гкал для потребителей, в отсутствие дифференциации по схеме подключения, и 1114,33 руб./Гкал для населения.
Данный приказ был официально опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области 21 декабря 2013 года.
Департамент по тарифам Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также с определением полномочий органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, прав и обязанностей потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 90-ФЗ "О теплоснабжении", иными нормативными правовыми актами.
Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Статья 8 Федерального закона "О теплоснабжении" предусматривает 8 видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен, тарифов (часть 1 статьи 5, подпункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).
Согласно статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункт 5); обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (пункт 6); обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 7).
Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относит: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Статья 10 Федерального закона "О теплоснабжении" определяет, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть первая); срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2).
22 октября 2012 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), из которых следует, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования; расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями (пункт 22).
Порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования, определен Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 (далее - Правила регулирования).
Из системного анализа положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования, следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Раздел 4 Правил регулирования определяет порядок открытия дел об установлении цен (тарифов), который в том числе включает перечень необходимых материалов, представляемых при предложении об установлении цен (тарифов); порядок проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов); форму решения органа регулирования.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, 30 апреля 2013 года ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" обратилась в департамент по тарифам Новосибирской области с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию в горячей воде на 2014 год, отпускаемую обществом (л.д. 29).
20 мая 2013 года в адрес заявителя органом регулирования было направлено уведомление об открытии дела об установлении тарифа на отпускаемую тепловую энергию для потребителей ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" на 2014 год методом экономически обоснованных расходов (затрат) (л.д. 31).
В соответствии с положениями пункта 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее - Основы ценообразования) тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с положениями пункта 32 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Из материалов тарифного дела об установлении тарифа на отпускаемую тепловую энергию для потребителей ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" следует, что в рамках последнего департаментом по тарифам Новосибирской области была проведена экспертиза экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию на 2014 год (л.д. 72-76).
В соответствии с положениями пункта 28 Правил регулирования орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение.
Согласно положениям статьи 29 Правил регулирования, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования (пункт 29 Правил регулирования).
Проанализировав указанное экспертное заключение, суд приходит к выводу о его соответствии требованиям пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, так как оно содержит мотивированные выводы и рекомендации, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии.
Согласно выписке из протокола заседания правления департамента по тарифам Новосибирской области № 84 от 17 декабря 2013 года, на данном заседании рассматривался вопрос об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую Холдинговой компанией "Новосибирский Электровакуумный Завод-Союз" в форме открытого акционерного общества потребителям на территории города, а также исследовалось указанное экспертное заключение (л.д. 225-226).
Показатели расчета тарифа для заявителя приведены в приложении к протоколу № 29-ТЭ, которое содержит правовые основания отказа во включении в необходимую валовую выручку отдельных расходов (л.д. 227). Также приложением к протоколу заседания правления от 17 декабря 2013 года является доклад по результатам экспертизы предложений Холдинговой компанией "Новосибирский Электровакуумный Завод-Союз" в форме открытого акционерного общества об установлении тарифа на тепловую энергию на 2014 год (л.д. 228-232), в котором приведены общие сведения о регулируемой организации, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности), а также предложения по размеру устанавливаемого тарифа.
В соответствии с пунктом 31 Правил регулирования, решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает:
а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей;
б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой;
в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.
Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее - протокол) является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о соблюдении регулирующим органом установленного порядка принятия решения об установлении тарифа на тепловую энергию в отношении заявителя.
Из материалов тарифного дела и принятого по результатам его рассмотрения решения об установлении тарифа на тепловую энергию на 2014 год в отношении ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" следует, что орган регулирования признал экономически необоснованными расходы на оплату труда, определенные регулируемой организацией в размере 1006,16 тыс. рублей, и произвел расчет данных расходов в размере 627,82 тыс. рублей.
В соответствии с положениями пункта 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе, из оплаты труда и отчислений на социальные нужды.
Согласно положениям пункта 42 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Как установлено судом, при расчете по статье "Фонд оплаты труда" департамент по тарифам Новосибирской области основывался на заключении эксперта, который при формулировании своих выводов руководствовался размером тарифной ставки рабочего 1 разряда с учетом коэффициента особенности работ, определенной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, а при определении численности - данными таблицы 1 приказа Госстроя РФ от 22.03.1999 г. № 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства". Исходя из полученных данных, орган регулирования произвел и расчет страховых взносов на единый социальный налог.
При этом, фонд оплаты труда на 2014 год принят департаментом по тарифом Новосибирской области с ростом к уровню 2013 года на 31%.
В то время как, согласно материалам тарифного дела, расчеты представленные заявителем в орган регулирования по статье "Фонд оплаты труда" не были основаны на тарифной ставке рабочего 1 разряда, определенной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, и были произведены исходя из размера тарифной ставки рабочего 1 разряда в размере 9250 рублей и численности рабочих в количестве 9 единиц (л.д. 41).
Подтверждающих документов в обоснование размера тарифной ставки и численности работников (штатное расписание, коллективный договор, локальные акты, трудовые договоры и т.д.), а также документов, свидетельствующих о том, что расходы на фонд оплаты труда, принятые для расчета тарифов на 2013 год, значительно превышают расходы на эти цели, фактически понесенные ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" за данный период, в орган регулирования заявителем предоставлено не было.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о соответствии расчета департамента по тарифам Новосибирской области требованиям пункта 42 Основ ценообразования.
Доводы представителей ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" о рекомендательном характере Приказа Госстроя РФ от 22 марта 1999 г. № 65 и не возможности его применения являются несостоятельными, так как ввиду не предоставления регулируемой организацией подтверждающих документов и экономического обоснования произведенных расчетов в рассматриваемой части, действия департамента по тарифам Новосибирской области требованиям пункта 42 Основ ценообразования не противоречат.
Ссылки заявителя на приказ Ростехнадзора от 15.11.2013 г. № 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" не могут быть приняты во внимание, так как данный приказ вступил в силу с 28 июля 2014 года и на момент регулирования тарифов не действовал.
Проверяя доводы заявителя о несогласии с определенным объемом полезного отпуска тепловой энергии, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования объем полезного отпуска тепловой энергии определения в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями, но не выше среднегодового фактического потребления тепловой энергии за 3 периода регулирования, предшествующие расчетному. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Как следует из пункта 8 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания), расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее также - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.
При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний.
В силу пункта 9 данных Методических указаний, при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний и Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 21 Методических указаний объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.
Согласно пункту 22 Методических указаний, фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось заявителем, ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" не имеет схемы теплоснабжения и программы комплексного развития, впервые за регулированием тарифом обратилось только в марте 2013 года, и соответственно формы статической отчетности о полезном отпуске № 46-ТЭ не заполняло и не предоставляло, как и иные обосновывающие и подтверждающие документы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что департамент по тарифам Новосибирской области в силу предписаний пунктов 7, 8, 9 и главы 3 приведенных выше Методических указаний правомерно осуществлял формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии, используемых при определении тарифов в сфере теплоснабжения с учетом представленных регулируемой организацией при регулировании тарифов на предшествующий период (2013 год) договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг и предоставленных
Так, согласно Технологическим данным, представленным регулируемой организацией в обоснование предложения об установлении тарифа на 2013 год, котельная отапливает 28 индивидуальных жилых домов, общей площадью 9246 м2 (л.д. 84), не оснащенных приборами учета, в связи с чем, орган регулирования применил действующие в 2014 году нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, установленные постановлением мэра г. Новосибирска от 28.11.2008 г. № 740 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения" в размере 0,0331 Гкал/м2/мес. Таким образом, объем отпускаемой тепловой энергии на отопление жилых домов составил 3672,5 Гкал/год, а в отношении иных объектов принял значение, заявленное регулируемой организацией в размере 886 Гкал/год.
В то время как согласно ранее представленному ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" договору, подтверждающему осуществление регулируемого вида деятельности, следует, что только в ДНТ "Березка-экран" ежегодно отпускается тепловая энергия в размере 22093,2 Гкал/год (приложение № 4 к договору, л.д. 113).
Ссылки представителей регулируемой организации на то обстоятельство, что данные объемы являются максимальными и не отражают уровень фактического потребления, признаются не состоятельными, так как при подаче заявления об установлении тарифа на тепловую энергию в 2014 году счета на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг в подтверждение фактического объема полезного отпуска тепловой энергии предоставлены не были.
При этом, объем полезного отпуска при установлении тарифа на тепловую энергию на 2014 год в отношении заявителя был определен на уровне 2013 года - 5109 Гкал/год (л.д. 218), который ранее ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" не оспаривался.
Доводы представителей ХК ОАО "НЭВЗ-Союз" о необоснованном использовании департаментом по тарифам Новосибирской области сведений за предшествующий период регулирования и необходимости истребования у регулируемой организации дополнительных документов являются необоснованными, поскольку из системного анализа вышеприведенных положений Правил регулирования следует, что в случае непредставления регулируемой организацией всех необходимых для расчета тарифа сведений регулятор при установлении тарифа не ограничен в возможности использования в своих расчетах данных за предшествующий период регулирования, при этом на такие полномочия регулятора не влияют основания, по которым открывается дело об установлении тарифов.
При установлении тарифа получение органом регулирования дополнительных документов у регулируемой организации является его правом, а не обязанностью, в то время как доказывание экономической обоснованности предложенного тарифа на тепловую энергию возлагается именно на регулируемую организацию.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемый Холдинговой компании НЭВЗ-Союз в форме открытого акционерного общества приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 17 декабря 2013 года № 353-ТЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей теплосетевых организаций города Новосибирска на 2014 год" в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность) для Холдинговой компании "Новосибирский Электровакуумный Завод - Союз" в форме открытого акционерного общества на период с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), соответствует нормативным правовым актам на противоречие которым заявитель ссылался при рассмотрении дела, права заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Отказать в удовлетворении заявления Холдинговой компании НЭВЗ-Союз в форме открытого акционерного общества о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 17 декабря 2013 года № 353-ТЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей теплосетевых организаций города Новосибирска на 2014 год" в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность) для холдинговой компании "Новосибирский Электровакуумный Завод - Союз" в форме открытого акционерного общества на период с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 октября 2014 года.

Судья
Новосибирского областного суда
Е.А.ПИЛИПЕНКО


------------------------------------------------------------------